Доска объявлений
Приглашаю для общения
Электронная техника и мобильники на сайте Новосёл.ру
   Бронепоезд

 


Главная
liНачало
Географические карты
li Юг Нижегородской области
li Саров
li Шатки
li Кемля
li Рузаевка
li Починковский район
li Вид из космоса
li Окрестности Саитовки
li Вид из космоса
li МОРДОВИЯ
li Мордовия: Ичалковский район
li Мордовия: Старо-Шайговский район
li Мордовия: Ромодановский район
li Мордовия: Лямбирский район
li Карты городов

Становление и развитие края
li Помни корни свои!
li Среднее Поволжье
li Мордва
li Лукояновский уезд
li Починки
li Большое Болдино
li Саитовка
li Кочкурово
li Кендя
li Пеля-Казенная
li Пеля-Хованская
li Кочкари
li Гуляево
li Ичалки
li Кемля
li р. Алатырь
li Архив

Дополнение
li В.И.Даль. Толковый словарь.
li Словарь диалектических и устаревших слов
li Переводчик единиц измерения
li Праздники, обычаи, ритуалы...
li Суеверия
liНепознанное и нетрадиционная наука
li Пословицы и поговорки
li Загадки
li Языческие праздники на Руси
li Универсальная электронная библиотека
li Книги по эзотерике
li Парадоксы противоречивого мира
li Телефонный справочник Москвы и не только

Генеалогическое дерево
li Положение крестьян после реформ
li О происхождении русских фамилий
li Карюхин
li Чертов

На заметку
li Путешественникам сети
li Дачникам
li Огородникам
li Домашним умельцам
li Автолюбителям
li Хозяйкам
li Красота и здоровье
li Дети и мы...
li Любительницам горячего
li Справочные материалы
li Компьютеры и Интернет
li Бесплатное ПО
li Радиоэлектроника
li Сотовая связь
li Электротехника
li Обменные пункты
li Платежные системы
li Книги в электронном виде


Контакты
li Форум
li Гостевая книга
li Почта
li Мобильники и электроника
li Тест: Как стать богатым человеком?

Авторизация
Логин

Пароль
  запомнить:

Поиск
liПрогноз погоды
liРасчет расстояний по России
liПоиск любого плана местности
Google
Раскрутка сайта. Только хорошие рекомендации!

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

 
 
<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ком Кон Л Лыс М Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>

Герб Нижегородской области

САИТОВКА

Метрическая книга

Откуда появились двойные даты рождения?

     Наряду с двойными датами рождения, указывающие времяисчисление по старому стилю (новому стилю) иногда можно увидеть даты рождения людей, отличающиеся не 13 днями, а двумя-тремя. В чем же здесь причина?
     В России священнослужители, как наиболее грамотная прослойка населения, государственными службами привлекалась к сбору и обработке как статистических данных, так и для составления различных записок, справок, отчетов и др. документов в различных сферах общественной жизни. Для российской деревни этот вопрос приобретал наиболее актуальное значение. Иной раз грамотным на всю округу был только один священник. Если же еще и были в округе грамотные, то это в основном писари в волостных канцеляриях у старшин и сельских старост, в то время как последние были поголовно неграмотные. В дополнение ко всему в церковной епархии было больше порядка, чем в канцеляриях местных органов власти.
     Для поддержания порядка в церковной епархии постоянно "вниз спускались" соответствующие указыциркуляры, исполнение которых было неукоснительным. В то же время в них содержались своего рода инструкции по тому или иному действию. К примеру, когда одновременно пригласят священника и для крещения слабого младенца, и для напутствия св. Тайнами больного, находящегося при смерти, то что ему делать? В таком случае ему предписывалось поступать следующим образом: крещение слабого младенца предоставить кому-либо из членов причта или даже мирян, а самому немедленно отправиться к опасно больному для напутствия последнего св. Тайнами. Так необходимо было поступать потому, что «крещение в крайней нужде предоставляется и мирянину совершить, тогда как напутствовать больного никто не может, кроме священника, даже и дьякон не может преподавать св. Тайны другим»[1]. Поэтому государство к священникам питало больше доверия, поручая им составлять более важные документы, нежели к писарям местной канцелярии.
     Метрические книги в России являлись одним из важнейших документов, в которых последовательно учитывалось движение народонаселения. Благодаря им нередко удается восстановить "белые пятна" нашей истории. Обязанность по ведению и заполнению метрических книг была возложена на священников. Так, например, метрические книги по селениям Московской губернии находятся в Центральном историческом архиве г. Москвы (ЦИАМ) фонде 203 опись 780, а Нижегородской губернии - в фонде Ф-57 ЦГА РМ. Метрические книги сгруппированы в «связки» (по 4-5 приходов) - в основном по алфавитному принципу.
     Для того, чтобы найти своего предка, надо точно знать к какому приходу относился населенный пункт, в котором он жил. Правда, при этом нужно учитывать, что в первой половине XIX в. соблюдался запрет регистрации в других приходах. С конца XIX в. же стали более вольно осуществлять крестины и венчания в соседних приходах. Существенную помощь в поиске информации может оказать, к примеру, государственная архивная служба Нижегородской области.
     Крестьяне, наряду с ежегодно вносимыми в государственную казну различными податями, обязаны были также поддерживать благосостояние касты священнослужителей, невзирая на то, что сами жили впроголодь. Вследствие такого отношения со стороны государства немало священнонослужителей, но отнюдь далеко не все, в деревне требовали к себе более привелигированного положения, нежели простые крестьяне, считая себя чуть ли не избранниками бога, которым дозволено все. Отсутствие надлежащего контроля за их действиями подталкивал их к различным неблаговидным поступкам. Поэтому в ряде приходов метрическим книгам священниками не уделялось должного внимания. Несмотря на огромное доверие государства, среди священников встречались недобросовестные люди, которые под разными предлогами вели метрические книги "из рук вон плохо". Об этом свидетельствует ряд указов и постановлений, принятых государством, а также исторические документы.
     Так, например, один из законов гласил: "Неисправное ведение метрических книг наказывается выговором или денежною пению, смотря по степени неисправности" (Устав дух. конс., ст. 204) и прибавляет, что "неоднократно замеченная в сем неисправность, соединенная с явным нерадением или неблагонамеренностию, подвергает виновных священников отрешению от места и определению на ста причетническия". Другие указы говорят тоже "чтобы священно-церковнослужители неуклонно поступали в записывании книг метрических" (указ 1826 г.); "ежели-же, - говорит следующий указ - где будет усмотрено и малейшее упущение в записи метрических книг, то тогда-же велеть исправлять" (указ 1802 года) и т. д. Однако при всей строгости законов в метрических книгах встречается довольно много опущений.
     На подобные упущения при ведении метрических книг также указывает один из нижегородских сельских священников, приводя два наиболее общих характерных случая ("По вопросу о движении населения в Нижегородской губернии" - Нижегородский сборник, том 5, под ред. А.С.Гацисского).
      В одном случае при посещении им одного из приходов ему случайно попалась тетрадка "вся почти исписанная и зачерканная". Он полюбопытствовав, прочитал: "У такого-то родился тогда-то сын такой-то; у такого-то дочь такая-то". Далее эти строки были зачеркнуты и против них поставлена отметка: "Умерли" без числа и месяца. Перелистав всю тетрадь, он не мог прийти ни к какому заключению о цели такой записи. Тогда он спросил у местного священника, что это за запись, похожая на метрическую, и с какой целью она ведется? Нисколько не стесняясь, тот отвечал, указывая на страницу: "Вот, видите, это родившиеся, например, в течение месяца; я не заношу их в метрику месяц или два, потому что иной из них проживет неделю, а другой две или более и потом умирает. Ведь, если бы вписывать каждого младенца вскоре после его рождения, то привелось бы вписывать почти каждодневно опять тех же в число умерших. Это был бы напрасный труд, потому я, по избежание пустой переписки, вчерне и записываю родившихся, отмечаю, которые из них умерли, и в том только случае заношу в метрику, когда младенец проживет месяц или два".
     Другой случай заключался в том, что как-то перебирая метрическую книгу у своего родственника тоже священника, он заметил отсутствие записи о случаях как мертворожденности, так и о случаях не удостоившихся христианского погребения, которые по его мнению в том приходе несомненно имели место. На свой вопрос он получил следующее: "Действительно, приход у нас большой и всего случается; но невозможно же заносить всякий случай не только мертворожденности, но и новорожденности, тем более умерших неестественной смертью: тогда понадобилось бы выписывать из консистории метрическую книгу вдвое больше этой; а ведь за каждый листочек надобно заплатить денежки. Это ущерб церкви".
     В ряде же отдаленных приходов, где порой длительное время не бывало священника, метрическую запись исправляли иногда за целый год дьячок, пономарь или соседний священник. Отсюда, как видно, двойные даты рождения являлись не редкостью: одна дата истинного рождения, а другая - дата занесения этого факта в метрическую книгу. Кроме того, крестьянки рожали детей в лучшем случае дома с повитухой, в худшем же - в поле во время жатвы, сенокоса и других неотложных хозяйственных работ. А чтобы факт рождения ребенка стал достоянием метрической книги, крестьянам приходилось порой покрывать немалые расстояния до ближайшего церковного прихода. Поэтому обычно в период уборочной страды, неблагоприятной погоды, недомогания и т.д. визит к священнику откладывался на более позднее время.
     Подобный учет крестьянского населения продолжался почти вплоть до кампании гонения церковнослужителей. Велись метрические книги в церковных приходах до 1918 года (в некоторых районах до 1921 года). Затем регистрация актов гражданского состояния была передана подотделам ЗАГС местных органов исполнительной власти. После октября 1917 метрические книги первоначально были переданы в городские, уездные, волостные земские управы, а с созданием органов ЗАГС, - в их волостные, уездные и губернские отделы. Сейчас они большей частью находятся в местных областных и республиканских архивах, но кое-где и в органах ЗАГС.
     В деревнях, где соответственно отсутствовали органы ЗАГС, эта функция была передана полуграмотным председателям сельских советов и колхозов. И здесь опять крестьяне столкнулись с русским "авось" и очередным беспределом. Если раньше они кормили священнослужителей, то теперь толпа "нахлебников", творивших бесчинства, значительно выросла. К ним относились не только вышеупомянутые председатели, но и окружающий их управленческий аппарат, которые, претворяя в жизнь и так жесткую политическую линию большевиков, в то же время грубо попирали существующие законы, трактуя их "как бог на душу положит".
      По сути дела, тогда вновь были возвращены порядки отмененного крепостного права. Головой на селе и вершителем судеб крестьян был председатель колхоза. Факт отсутствия паспортов у крестьян предоставлял ему широкие полномочия. Он на свое усмотрение мог любого колхозника наказать или помиловать, который был так или иначе "привязан" к нему, т.е. колхозу, как в былые времена крепостной крестьянин к помещику. Без соответствующей справки от председателя, последний не мог изменить как свое место работы, так и место обитания.
     Введенная всеобщая трудовая повинность ставила в прямую зависимость как рождение, так и регистрацию детей. Опять, как и прежде, частенько крестьянкам-колхозницам приходилось рожать в поле во время полевых работ, так как для "превращения страны аграрной в страну индустриальную" от всего населения страны, в том числе и от женщин требовалась, в первую очередь, работа, работа и еще раз работа.

Полевые работы


      Как и раньше беременность женщины-крестьянки признавалась только по случаю рождения ребенка. Никаких декретных отпусков не было. Им работать приходилось до последнего дня. На проблему воспроизводства и роста населения как со стороны государства, так и со стороны местных властей должного внимания не обращалось. В ту пору почти все семьи были многодетными. Своевременная регистрация детей также была связана с определенными трудностями. Так, например, для посещения сельского совета, который иногда находился в соседнем селе, требовалось обязательно разрешение председателя колхоза. В противном случае, самовольный визит в сельский совет, особенно в летний период сельскохозяйственных работ, строго наказывался. Поэтому, как и в вышеприведенных случаях, нередко истинная дата рождения ребенка и дата его регистрации не совпадали. Их разделял определенный промежуток, который мог соcтавлять и два, и три дня, и даже больше.
     Вплоть до средины 60-х годов 20 века крестьянские женщины предпочитали рожать в домашних условиях с приглашением повивальных бабок, нежели в родильном доме. На это были свои причины: проблема с дорогой и транспортом до родильного дома, неудовлетворительная работа родильных домов, их удаленность, нередко, возможно даже не по злому умыслу, случаи подмены детей в родильных домах, неотложные сезонные работы, и др. Если в родильном доме факт рождения ребенка фиксировался соответствующим образом, то в сельском совете по существу регистрировали не дату рождения ребенка, а дату прихода родителя с известием об этом торжественном событии.
1.П.Забелин. «Права и обязанности пресвитеров по основным законам Христианской Церкви и церковно-гражданским постановлениям Русской Церкви» Издание 3-е. Киев. 1899 г.
<<< Предыдущая Следующая >>>


 
 


Яндекс.Метрика
X