Доска объявлений
Приглашаю для общения
Электронная техника и мобильники на сайте Новосёл.ру
   Бронепоезд

 


Главная
liНачало
Географические карты
li Юг Нижегородской области
li Саров
li Шатки
li Кемля
li Рузаевка
li Починковский район
li Вид из космоса
li Окрестности Саитовки
li Вид из космоса
li МОРДОВИЯ
li Мордовия: Ичалковский район
li Мордовия: Старо-Шайговский район
li Мордовия: Ромодановский район
li Мордовия: Лямбирский район
li Карты городов

Становление и развитие края
li Помни корни свои!
li Среднее Поволжье
li Мордва
li Лукояновский уезд
li Починки
li Большое Болдино
li Саитовка
li Кочкурово
li Кендя
li Пеля-Казенная
li Пеля-Хованская
li Кочкари
li Гуляево
li Ичалки
li Кемля
li р. Алатырь
li Архив

Дополнение
li В.И.Даль. Толковый словарь.
li Словарь диалектических и устаревших слов
li Переводчик единиц измерения
li Праздники, обычаи, ритуалы...
li Суеверия
liНепознанное и нетрадиционная наука
li Пословицы и поговорки
li Загадки
li Языческие праздники на Руси
li Универсальная электронная библиотека
li Книги по эзотерике
li Парадоксы противоречивого мира
li Телефонный справочник Москвы и не только

Генеалогическое дерево
li Положение крестьян после реформ
li О происхождении русских фамилий
li Карюхин
li Чертов

На заметку
li Путешественникам сети
li Дачникам
li Огородникам
li Домашним умельцам
li Автолюбителям
li Хозяйкам
li Красота и здоровье
li Дети и мы...
li Любительницам горячего
li Справочные материалы
li Компьютеры и Интернет
li Бесплатное ПО
li Радиоэлектроника
li Сотовая связь
li Электротехника
li Обменные пункты
li Платежные системы
li Книги в электронном виде


Контакты
li Форум
li Гостевая книга
li Почта
li Мобильники и электроника
li Тест: Как стать богатым человеком?

Авторизация
Логин

Пароль
  запомнить:

Поиск
liПрогноз погоды
liРасчет расстояний по России
liПоиск любого плана местности
Google
Раскрутка сайта. Только хорошие рекомендации!

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

 
 
<<< А Б В Г Д E Ж З И Ка Ком Кон Л Лыс М Н О П Р С T У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я >>>

Герб Нижегородской области

САИТОВКА

Содержание
     Почему "Саитовка"?
     Краткая характеристика села и его жителей
     Откуда появились двойные даты рождения?
     Видение пришедшим молиться
     Крестьянский быт: жилище и хозяйственные постройки
     Крестьянский быт: народная одежда
     Крестьянский быт: пища и питье
     Крестьянский быт: общие обряды и обычаи
     Крестьянский быт: обряды и обычаи основных этапов жизни человека
     Крестьянский быт: поговорки и пословицы
     Крестьянский быт: приметы, поверья, верования

Исторический экскурс в название «Саитовка»

Мордовия
      С незапамятных времен к Западу в среднем течении р. Волги обитали мордва. Дремучие леса, обильные разной живностью, реки и речушки, изобилующие рыбой, и плодородная почва определили основное занятие жителей этих мест: охота, рыболовство, бортничество и земледелие. Жили они деревнями на опушках лесов, в которых при приближении врагов и скрывались. Эти леса для степных кочевников были недоступны.
      Мордовская земля в то время считалась богатой. Богатство ее заключалось в бортных угодьях, бобровых гонах, в обилии благородной пушнины. Мед и пушнина являлись самыми дорогими и ходовыми товарами международной торговли того времени. Да и хлебопашество здесь было хорошо развито. Этот край никогда не являлся русской этнической территорией, но сейчас он заселен потомками русских переселенцев, которые в разное время проникали сюда с севернорусских, среднерусских и южнорусских земель.
      Земли, лежащие в Волго-Окском междуречье, представляли собой лакомый кусочек, который не давал покоя соседним племенам и народам. Так, с конца XI века они стали ареной политического соперничества и вооруженной борьбы между русскими княжествами и Волжской Булгарией.
      Первым упоминанием мордвы в письменных источниках считается сообщение готского историка Иордана (VI в. н.э.) о народе Mordens, который якобы был покорен готским королем Германарихом. В древнерусских летописях Моръдва многократно упоминается среди народов и племен Поволжья, начиная приблизительно с XI в. Мордва – самый крупный по численности финно-угорский народ Российской Федерации.

      Традиционно принято подразделять мордовский народ на две субэтнические группы – эрзю и мокшу, каждая из которых имеет свой литературный язык (эрзя-мордовский или эрзянский и мокша-мордовский или мокшанский, существенно отличающиеся друг от друга), особенности в антропологическом (расовом) типе, расселении, традиционном быте, материальной и духовной культуре. Кроме того, необходимо отметить, что мокша и эрзя обладают различным и чётко выраженным этническим самосознанием. Точно также как не существует общего для мордвы языка, не существует и общего для мокшан и эрзян самоназвания (эндоэтнонима).
      Название мордва является русским, то есть для мордвы – внешним (экзоэтнонимом) и самими мокшанами и эрзянами до сих пор воспринимается как русское слово. С IX века мордва (в особенности – мокша на юге и востоке) попадает в сферу влияния Волжской Булгарии, а с XI века на власть над мордовскими землями начинают претендовать русские князья, что, конечно, начинает не нравиться волжским булгарам. И в 1088 г. они совершают свой первый военный поход на г. Муром.
      Со своей стороны, Муромское княжество разворачивает территориальную экспансию на правобережье Оки и присоедининяет мордовские земли по правым окским притокам – рекам Теше и Сереже.
      В XII в. рязанские князья подчинили жившую к востоку от Рязани мордву-эрзю и сделали ее своими данниками. Из рязанских и муромских пределов на мордовские земли проникали русские переселенцы, которым их князья повелевали селиться по «по Оке и по Волге, и по Кудьме, где кто захочет». На протяжении всего XII в. и в первые десятилетия XIII в. на мордовских землях упорная борьба между русскими князьями и Волжской Булгарией за зоны влияния в регионе продолжалась, и в неё начала активно вмешиваться и сама мордва. Особенно эта борьба обострилась после того как в нее включилось усилившееся в XII в. Владимиро-Суздальское княжество.
      Так, согласно памятнику древнерусской литературы XIII в. “Слово о погибели Русской земли”, мордовские племена платили дань мёдом великому князю Владимиру Мономаху (1053-1125 гг.). Таким образом, мордва постепенно вовлекается в борьбу Руси и Волжской Булгарии за зоны влияния в Среднем Поволжье. Более того, имеются основания полагать, что мордва принимала активное участие в этой борьбе, которая особенно обострилась в конце XII – начале XIII вв. В это время (в 1221 году) в устье Оки был основан русскими Нижний Новгород, быстро ставший крупным экономическим и политическим центром и главным форпостом русских князей в Среднем Поволжье.

Нижний Новгород      В мордовских землях в это время возвысился эрзянский князь Пургас, объединивший под своей властью мордовские племена. Пургасу длительное время удавалось эффективно противостоять русской экспансии и даже совершать походы на Нижний Новгород. Только в 1229 г. нижегородцам удалось разгромить Пургаса и на короткое время восстановить свою власть над частью мордвы.
      На севере со второй половины XIV века мордовские земли попадают под власть нижегородских князей, и растёт русское влияние на мордву-эрзю, происходит даже её частичная ассимиляция (растворение) среди русского населения в Окско- Сурском междуречье и сдвиг основной этнической территории эрзи на восток и юго-восток – к среднему течению р. Суры.
      В 1239 г. после незначительного сопротивления небольшое Мордовское княжество, расположенное в бассейне реки Мокши, было включено в состав Золотой Орды под названием улуса Мокша.
     К концу XIII – началу XIV в. мордовские земли открылись для золотоордынской знати. Если в русских княжествах всю процедуру сбора ясака, дани и выходов оказалось возможным возложить на сильную и оформившуюся власть русских князей, то в мордовских землях приходилось полагаться на своих беков и мурз, раздав при этом в личное владение населенные земли, которые назывались «беляками». Золотоордынские ханы были заинтересованы в притоке в эти края представителей знатных татарских родов.

     К концу XIII – началу XIV в. мордовские земли открылись для золотоордынской знати. Если в русских княжествах всю процедуру сбора ясака, дани и выходов оказалось возможным возложить на сильную и оформившуюся власть русских князей, то в мордовских землях приходилось полагаться на своих беков и мурз, раздав при этом в личное владение населенные земли, которые назывались «беляками». Золотоордынские ханы были заинтересованы в притоке в эти края представителей знатных татарских родов. Те в свою очередь взимали дань – ясак с беляков, т.е. с мордовского населения, живущего на принадлежащей данному беку или мурзе территории. (ЯсАк — на языке монгольских и тюркских племён обозначает дань, уплачиваемую обыкновенно натурой, главным образом пушниной). Ясак взимали по существующему в Золотой Орде порядку, который обеспечивал богатство Золотой Орды и самого бека или мурзы. Золотоордынская администрация для управления мордвой находилась в городе Увеке (близ современного Саратова).
      В конце XIII столетия Золотую Орду раздирали междоусобицы. Темник Ногай, выйдя из подчинения хану Тохте, начал против него войну, и многие феодалы бежали на окраины государства. В 1298 г. золотоордынский князь Саид-Ахмет, выходец из Сарая, по ярлыку хана Тохты установил свою юрту в среднем течении реки Мокши, в районе будущих городов Темникова, Кадома, Краснослободска. Князь Саид-Ахмет создал свой «беляк», свое феодальное владение. Все потомки Саид-Ахмета, считаясь природными татарскими князьями, носили княжеский титул.
      От него происходит множество татарских княжеских родов. Потомком Саид-Ахмета был князь Кугуш, основатель рода князей и мурз Кугушевых. Сыном его был князь Тениш, который, как и его отец, был правителем Темниковского княжества. У него было три сына - князь Еникей, мурзы Емаш и Исяш.
      Потомок князя Саид-Ахмета князь Бихан был владельцем крепости Сарыклыч, которая находилась в устье рек Саровки и Сатики и была укреплена с запада земляным валом, так что со всех сторон была защищена преградами. На соседних землях располагались и другие подчиненные князю Бихану городки, где сидели его родственники. Находилась крепость на расстоянии 60 км от Темникова.
      В то время шел бурный процесс колонизации татарами Мордовского края, поэтому назрела необходимость перенести улусный центр ближе ко вновь осваиваемым землям. Так создается город Наровчат, по-татарски Мокша. Он превращается в крупный политический и культурный центр на северной окраине Золотой Орды.
      В 1312 г. хан Тохта скончался, и хан Узбек перенес монетный двор из Увека в Наровчат, здесь началась чеканка золотоордынских монет. Именно в это время наблюдается заселение татарами мест по бассейнам рек Мокши и Цны. Мокша постепенно превращается в благоустроенный город с большими каменными сооружениями, здесь строится каменная соборная мечеть. При раскопках в настоящее время обнаружены остатки больших каменных сооружений из квадратного татарского кирпича, канализации и других благоустройств.
      Отсюда с большой степенью достоверности можно предположить, что одна из вотчин Саид-Ахмета или его многочисленного потомства и была названа в его честь, а именно Саитовкой.
      С другой стороны, с не меньшей вероятностью название села, возможно, исходит от Тогая и его ближайшего окружения. К тому времени Золотая Орда (1360 - 1390 гг.) делилась между двумя ханами - Мюридом (Амуратом) и Абдулом (Abdullah), именем которого управлял темник Мамай. Вследствие того, что связь между центральной администрацией в Сарае и окрестными землями государства существенно ослабла, то местные феодалы попытались образовать свои самостоятельные, не зависимые от ханов, владения. И это им нередко удавалось. Так, улус Тогая располагался тогда в устье реки Рудня, что всего лишь в десятке километров от Саитовки. А, так как, имя Саид-Ахмет широко распротраннное в татарской среде, то не исключено, что один из подвижников Тогая под этим именем имел что-то наподобие улуса и в Саитовке.
      Таким образом, название «Саитовка» прямо или косвенно говорит о длительном пребывании татар на территории края. Кроме Саитовки, об этом свидетельствуют также названия сел: Тагаево, Мадаево, Шагаево, Азрапино, Байково, Акаево, Дивеев Усад. Известные татарские памятники сохранились в Гагино, Ветошкине, Юрьеве, Шарапове, Борнукове. В пользу другого немаловажного свидетельства о Саитовке, как татарской вотчине, гласит фамилия Ахматовы, которая распространена в Саитовке. Скорее всего, эта фамилия берет свое начало, как и название «Саитовка» от Саид-Ахмета.
     Мужское имя Ахмед имеет тюркские корни и означает “прославленный”, “достойный похвалы”. Оно очень распространено у мусульман. Однако, как ни странно, присутствует и в православных святцах, считаясь вполне подходящим для православных христиан. В разных странах это имя встречается в разных интерпретациях, например, в форме Ахмет, Ахмат, Ахмад. Характер у Ахмеда обычно сильный, резкий.
      Жестокий гнёт Золотой Орды, постоянные опустошительные набеги степняков стали причиной того, что постепенно большая часть мордовских племен склонилась к сотрудничеству с русскими княжествами, а позднее – с Московским государством, и в период борьбы последнего с Казанским ханством (XV-XVI вв.) мордва уже выступала союзником Москвы. Окончательно мордовские земли были включены в состав Русского государства после покорения Москвой Казани в 1552 году. В XVI-XVII веках на землях мордвы строятся города, ставшие важным оборонительным рубежом на границе Руси с Великой Степью, и резко возрастает приток сюда русского населения.
     С этого же времени начинается христианизация мордвы, которая разворачивается с особым размахом в XVIII веке, т.е. в начальную эпоху Российской империи. Уже к середине XVIII в. мордва была официально поголовно крещена. Реакцией на насильственное крещение, сопровождавшееся многочисленными злоупотреблениями светских и духовных властей, а также – на усиливающийся социальный и национальный гнёт стало так называемое терюшевское (по названию Терюшевской волости в Нижегородской губернии) восстание мордвы в 1808-1810 годов. Возглавил восстание мордовский крестьянин Кузьма Алексеев, который кроме прочего сделал попытку на основе традиционных языческих мордовских верований создать «свою» особую общенациональную религию мордвы, противостоящую «русской вере» – православию.

Использованные источники:

1. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М., 1959 г.
2. Белых С.К. История народов волго-уральского региона. - Ижевск, 2006 г.

Следующая >>>

 
 


Яндекс.Метрика
X