Доска объявлений
Приглашаю для общения
Электронная техника и мобильники на сайте Новосёл.ру
   Бронепоезд

 


Главная
liНачало
Географические карты
li Юг Нижегородской области
li Саров
li Шатки
li Кемля
li Рузаевка
li Починковский район
li Вид из космоса
li Окрестности Саитовки
li Вид из космоса
li МОРДОВИЯ
li Мордовия: Ичалковский район
li Мордовия: Старо-Шайговский район
li Мордовия: Ромодановский район
li Мордовия: Лямбирский район
li Карты городов

Становление и развитие края
li Помни корни свои!
li Среднее Поволжье
li Мордва
li Лукояновский уезд
li Починки
li Большое Болдино
li Саитовка
li Кочкурово
li Кендя
li Пеля-Казенная
li Пеля-Хованская
li Кочкари
li Гуляево
li Ичалки
li Кемля
li р. Алатырь
li Архив

Дополнение
li В.И.Даль. Толковый словарь.
li Словарь диалектических и устаревших слов
li Переводчик единиц измерения
li Праздники, обычаи, ритуалы...
li Суеверия
liНепознанное и нетрадиционная наука
li Пословицы и поговорки
li Загадки
li Языческие праздники на Руси
li Универсальная электронная библиотека
li Книги по эзотерике
li Парадоксы противоречивого мира
li Телефонный справочник Москвы и не только

Генеалогическое дерево
li Положение крестьян после реформ
li О происхождении русских фамилий
li Карюхин
li Чертов

На заметку
li Путешественникам сети
li Дачникам
li Огородникам
li Домашним умельцам
li Автолюбителям
li Хозяйкам
li Красота и здоровье
li Дети и мы...
li Любительницам горячего
li Справочные материалы
li Компьютеры и Интернет
li Бесплатное ПО
li Радиоэлектроника
li Сотовая связь
li Электротехника
li Обменные пункты
li Платежные системы
li Книги в электронном виде


Контакты
li Форум
li Гостевая книга
li Почта
li Мобильники и электроника
li Тест: Как стать богатым человеком?

Авторизация
Логин

Пароль
  запомнить:

Поиск
liПрогноз погоды
liРасчет расстояний по России
liПоиск любого плана местности
Google
Раскрутка сайта. Только хорошие рекомендации!

Кольцо генеалогических сайтов

Следующий

Случайный

Список

 
 
Герб Большого Болдина
Село Большое Болдино расположено в 250 километрах от Нижнего Новгорода, в юго-восточной части области, почти на границе республики Мордовия, на правом берегу речки Азанки, притока реки Чеки.

Поселение возникло еще до второй половины XVI века, среди лиственных лесов, в местности, занятой мордовским населением, занимавшимся в основном бортничеством; находились там также и татарские поселения.

Старое, первоначальное название поселения (селища) - "Ель Болдино", - возможно, татарского происхождения. Впоследствии в документах это название стало употребляться в сокращенном написании "Еболдино".

В начале XVII века встречается упоминания об этом поселении как о деревне: "...в Арзамасском уезде деревня Еболдина" значилась в документе 1612 года. Но уже в 1619 году оно именовалось селом: "...в Арзамасском (уезде) в Залесском стану за Шатиловскими вороты село Болдино, что было деревня Забортники, под большим мордовским черным лесом". С этого времени и далее село называлось просто Болдино, а затем - Большое Болдино.

На протяжении нескольких столетий село Болдино принадлежало представителям рода Пушкиных. Первое упоминания о селе как о владении Пушкиных встречается в 1585 году: в писцовых книгах за этот год оно значилось за Евстафием Михайловичем Пушкиным.

В 1612 году село числилось за Иваном Федоровичем Пушкиным, участником ополчения, а затем за его братом Федором Федоровичем (по прозванию Сухорук), которому в 1619 году было дано в вотчину.

Далее Болдино передавалось по наследству, от отца к сыновьям: Ивану Федоровичу (по прозванью Шиш) - в 1682 году (частью Болдина владел и его брат Федор Федорович); при И. Ф. Пушкине болдинские земли были намного увеличены за счет нового пожалования и путем обмена. С 1697 года имением владеют два его сына (каждый имеет по 43 двора) - Федор и Иван Ивановичи. Они не оставили потомства, и, когда умер последний из братьев, Иван Иванович, по его духовному завещанию Болдино унаследовал в 1718 году двоюродный племянник Александр Петрович Пушкин, прадед поэта.

С 1741 по 1790 год Болдином владеет дед А. С. Пушкина - Лев Александрович. Он также намного увеличил количество земель болдинского имения (границы указаны на плане генерального межевания 1785 года). После его смерти земли начали дробиться среди многочисленных наследников. В 1900 годы Пушкины стали продавать свое болдинское имение; в 1907 году состоялась продажа земли хутора Алексеевского (д. Лобаски, современное Новопушкино). В 1911 году сама болдинская усадьба как место, связанное с именем поэта, была приобретена государством.

Судя по плану, центром села являлась площадь, на которой обозначены отдельные постройки (их три), а затем зеленый участок; с севера и юга площадь окружают крестьянские дома с приусадебными участками, на запад и на юг тянется улица. Южнее, в треугольнике, образованном двумя ручьями, втекающими затем в реку, обозначена крестиком церковь; восточнее, у истока ручья, вторая церковь; эта примыкающая к центру часть также окружена рядами крестьянских домов как бы составляет второй центр села.

Исторический силуэт села определяется четко выраженным высоким холмом с западной стороны, со склонами к реке; с севера и северо-востока - плоской равниной, с юга и юго-востока - небольшими холмами, оврагами и мелкими речками. Доминантой села являлась высокая церковь с большой белой колокольней.

Само село располагалось по склонам и на вершине большого неровного холма, перерезанного ручьями и оврагами. Господский дом А. С. Пушкина возвышался над более низкими крестьянскими постройками. За окраиной села размещались ветряные мельницы.

"...Лошади с усилием месили холодную слабо-черноземную грязь. С неба валилось что-то мокрое, холодное. Мой легенький тарантасик подвигался вперед так тяжело, как бы вместо тощего чемоданчика, в нем покоилось крупповское орудие... Дело было глухой неприглядной осенью.

Обычный разговор с ямщиком не вязался. Мне казалось, что от такого разговора станет еще холоднее и безотраднее. То же или почти то же, вероятно, казалось и ямщику: он даже реже сплевывл от своей носогрейки и как-то нехотя постегивал правую пристяжную, основательно сознавая всю беспомощьность кнута на глухом проселке в осеннюю грязь.

Единственным утешением оставалось мне смотреть на широкие плечи ямщика и соображать, что эти плечи поддерживают все государство, а владелец их - серый и темный мужик - один, вместе с подобными себе голяками, живущими день-за-день, собственным трудом, имеет полнейшее право смотреть, живя на собственный счет, всему прямо в глаза... Не знаю, рассуждал ли и ямщик на эту тему.

Наконец, после томительного переезда, показалось известное в истории нашей литературы, по своему знаменитому владельцу, село Большое Болдино. В Болдине, своем родовом имении, Пушкин провел две осени 1830 и 1833 годов и написал в нем, как это видно из работ г. Анненкова, "Домик в Коломне", "Моцарта и Сальери", "Пир во время чумы", "Каменного гостя", "Повести Белкина", "Летопись села Горохина", "Критические заметки", "Сказку о рыбаке и рыбке", "Медного всадника" и до 30 мелких стихотворений; здесь же в 1830 году, он написал последние главы "Евгения Онегина", и привел в порядок "Историю пугачевскго бунта".

В настоящее время, конечно, нет и следов пребывания в Болдино его владельца. Дом, в котором он жил, был впоследствии наследниками его подарен местному священнику, давно уже умершему, который его так переделал, что даже не все стены прежнего остались. С год тому назад помер в Болдине и верный слуга Пушкина Торгашев, всюду его сопровождавший. Торгашев получал от детей поэта и его племянника пенсию и величал сам себя "слугою трех Пушкиных": свою службу он отбывал как Александру Сергеевичу, так и отцу, и сыну его.

Из свидетелей пребывания Пушкина в Болдине осталось на лицо разве только так называемая "кистеневская роща", в 3 верстах (1 верста=500 саженям =1,0568 км.) от Болдина, принадлежащая соседнему селу Кистеневу пограничного Сергачского уезда, по которой он часто гулял; другим живым свидетелем стоит тот же быт крестьян, на счет которых, Пушкин, сын своего века и сословия, жил, мало или вовсе о них не заботясь, смотревший на толпу вообще с высоты своего поэтического величия. Вот этот-то высокомерный взгляд на толпу, на массы, это-то существование в лексиконе понятий Пушкина слова ч е р н ь, слова бессмысленного, которому было бы место в мире нехристианском, разумея под последним все, что ни на есть в человечестве гнусного, мрачного и отвратительного, несмотря на то, что этим словом однако не брезгуют до ныне некоторые из наших публицистов, - этот-то взгляд Пушкина, мы, последующее поколение, никогда ему не простим, при все нашем уважении к его художественному значению в русской мысли, не меняя его даже на "пару сапог".

Езда на санях

Езда на санях и лыжах в России
Гравюра из книги: С.Герберштейн. "Записки о московских делах

Болдинское население занимается хлебопашеством, но не для продажи на сторону, возможной представителям крупного землевладения в нем - гг. Пушкиным и Зыбину, а только для собственных своих нужд. Главный же заработок болдинское население получает от производства саней, заработок, не дающий однако и признака экономии, так как болдинским, как и другим крестьянам, живется не весело. Всех платежей - подушных, волостных, сельских, оброчных, выкупных (часть Болдина на выкупе) - доходит до 15 р. с человека.

Продаются болдинские сани частью на базарах соседних сел Абрамова, Бутурлина, Талызина (Симбирской губернии) и Адашева; но главным образом болдинские сани направляются на возах, по 4 и по 5 саней на возу, в Уральск

и Гурьев под оханный промысел, вынося гужевой платы до 2 р. с запряжи. В Уральск идут преимущественно багренные шитые сани, в Гурьев - дровни. Движение саней из Болдина на восток особенно усиливается, начиная с Ивана Постного (29 августа) вплоть до масленицы; в этот же период особенно увеличивается и производство их, не прерывающееся однако круглый год. На Нижегородскую ярмарку болдинские сани вовсе не попадают.

В Болдине такого общего факта, как раздача капиталистами рабочим материала на руки и получение его обратно в виде изделий, нет. Здесь каждый работает сам на себя со своим семейством; каждый покупает лесу на сколько сил хватит и "одолевает" то или другое количество саней в год, смотря по своим средствам. но и здесь не обходится без зависимых вполне от от более крупных хозяев наемных рабочих; кто побогаче - нанимает таких рабочих и с помощью их выделывает до 200 запряжей в год. Затем нужно заметить, что и при таких порядках, вовсе без скупщиков и в Болдине дело не обходится. Сами ездят из Болдина в Уральск и Гурьев только несколько производителей; все остальные сношения производятся преимущественно посредством скупщиков, которые уже, в свою очередь, имеют дело с извозчиками. В итоге, в Болдине скупщики не сами раздают лес для получения его в виде саней, а просто покупают их уже готовыми.

Болдинские сани бывают нескольких сортов. Низшая цена им на месте - 75 к., высшая - 2 р. за сани. На заказ, для так называемой "господской" езды, работают сани и за более высокую цену, но этот дорогой товар производится в самом ничтожном количестве. Различают следующие болдинские сани: простые дровни, бвгренные, кресла.

Рабочая плата за выделку саней колеблется, смотря по сортам, от 15 до 40 к.; последняя плата существует лишь осенью, в самое горячее время работы, по случаю усиленной отправки саней из Болдина. Один рабочий поспевает сделать в сутки одни дровни; на выделку багренных саней одним рабочим требуется не менее 1,5 суток.

Кроме саней, в Болдине делают ободья, колеса и телеги, но в самом незначительном количестве, преимущественного для местного употребления.

Небольшая часть болдинских крестьян занимается также производством поташа (тысяч до 3 пудов - 1 пуд=40 фунтам=ок. 16,38 кг.), сбываемого на Нижегородской ярмарке.

  (По материалам записной книжки действительного члена и секретаря Нижегородского статистического комитета А.С.Гациского - "Нижегородский сборник", под ред. А.С.Гациского, 1869 г., том 4)

Следующая >>>


 
 


Яндекс.Метрика
X